Принцип русской интеллигенции - найти «заграницу» и преклоняться Егор Холмогоров

Сегодня выступая на Бердяевских чтениях я, конечно, знатно затроллил ту часть наших экспертов, которая в восторге от Китая и, при этом, непрерывно хает Россию и её ничтожество. К сожалению, это очень выраженная черта русской интеллигенции - всё время искать какую-нибудь заграницу, чтобы перед нею преклоняться и быть её патриотами. Раньше это была заграница западная, теперь восточная, но подход остался.

Во-первых, я спросил их, как объяснить тот факт, что Россия, имея проблему с уведенной у неё из под носа территорией, смогла её решить, а Китай не может. Не отвечайте "зелен виноград". Просто честно признайте, что у русской системы есть свои сильные стороны.

Во-вторых, насчет китайской модернизации и её успеха. Тут всё просто. Китайская модернизация, как перед этим корейская и японская доказала ровно одну вещь. Если вы создаете индустриальную экономику с производством по модели возрастающей отдачи, то вам будет хорошо и вы будете процветать. А если как это сделали западники в России такого типа экономику убить, то можно сняв голову долго завидовать прическе соседа.

В-третьих, когда говорят, что Китай работает тысячелетиями и планирует на века - в этом есть некоторое лукавство. Так как ниоткуда не доказано, что Китаю удалось вырваться из парадигмы своих исторических циклов, описанных в начале "Троецарствия" Ло Гуанчжуном: " Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются". Лучшую характеристику этих циклов дали С.А. Нефедов и О.Е. Непомнин - это экодемографические циклы. И, хотя они утверждают, что с индустриальной экономикой им положен конец, я позволю себе в этом усомниться. Давайте поглядим. Тяньцзин показал, что индустриальная экономика может толкать к экологическом коллапсу.

В-четвёртых, даже если у Китая всё будет прекрасно, вопрос в том, какой путь внешней экспансии он изберет. Путь Чжэн Хэ, то есть в южные моря и Африку, или путь Чжан Цяня, в Среднюю Азию. На первом пути противоречий России и Китая никаких. А вот на втором мы обречены и на транспортную конкуренцию с затеваемым Великим Шелковым Путем, и на постоянные политические несогласованности. Например китайцы вложились в Средней Азии в какой-то режим. А России в своей логике надо его убрать. И получится, что Китай, защищая свои инвестиции, будет идти на геополитическое противостояние с Россией, даже против желания. Поэтому Шелковый Путь - это потенциальный источник конфликтов.

В-пятых, очень странно выглядят наши попытки выдумать себе некое своё азиатство и свою общую судьбу с Азией через идею монгольского завоевания, мнимых контактов с Китаем в эту эпоху и т.д. Это выглядит так же нелепо, как если бы Бангладеш пришла к США и заявила: "Нас роднит то, что мы были английскими колониями".

Главное от чего я предостерег бы Россию и Китай в эпоху Новой Дружбы - это от воспроизведения модели триумфального крика гусей, описанного Конрадом Лоренцом. Когда два гуся приветствуют друг друга всё более восторженно, и вот, дойдя до пика, внезапно в ярости бросаются друг на друга. Чем холоднее, рациональней и просчитанней будет наша дружба, тем она будет прочнее.

Принцип русской интеллигенции - найти «заграницу» и преклоняться