Пять ловушек пропаганды Дмитрий Ольшанский

Пять слов, с помощью которых кремлевская пропаганда дурит простодушных людей.

- РОССИЯНЕ
Нет никаких россиян. Это несуществующая нация несуществующего - как историческое и культурное явление - "молодого государства РФ в границах 1991 года".
Не надо верить в "россиян". Если вы в них верите - вы подписываетесь под всеми этнотерриториальными экспериментами, которые устроили с Россией за последние сто лет большевики и ельцины.

А что есть?

Есть единый - по обе стороны беловежских границ - русский народ, который должен объединиться в единую политическую нацию, что даст примерно 90% населения России.
И есть другие национальные общины - в том числе и живущие с нами - с которыми у нас очень разные отношения, углубляться в подробности которых мы не будем по цензурным причинам.
Но Россия - это именно "русские и союзные им общины меньшинств", а вовсе не "россияне РФ".

- БРАТСКИЕ НАРОДЫ
Нет никаких братских народов. В политике, в территориальных и национальных взаимоотношениях никто никого не "любит" и не чтит никакое "родство".
Больше того, если вы когда-то были империей (неважно, "хорошей" или "плохой", "великой" или "кровавой") и от вас отделились провинции, то сама идея независимости их государств, жажда обоснования этой независимости - уже диктует им борьбу с вами и представление о том, что вы их враги, и вы всегда им мешали и будете мешать (даже если в реальности они только и делают, что берут у вас деньги).

Поэтому Украина, Белоруссия, Казахстан, Прибалтика и любые другие соседние государства не могут быть "братскими" - это сознательная ложь, которая впаривается для того, чтобы вы кормили чужой суверенитет и чужие армии, которые завтра могут начать в вас стрелять.
Все эти государства могут быть только вынужденно нейтральными - или активно враждебными, состоящими у вас на финансировании - или уволенными с него, нахватавшимися ваших земель и ваших людей - или лишенными этих земель и людей принудительно.
Но никаких родственников, повторяю, в политике нет. Только дети лейтенанта Шмидта.

- НАЦИЗМ, ФАШИЗМ
Понесуху агитаторов про "нацизм в Киеве", "фашизм на Украине" (или где-то еще) слушать невыносимо.
На Украине нет никакого фашизма-нацизма (кроме сувенирной символики для фан-клуба реконструкторов, но это неинтересно).
Фашизм-нацизм - это когда в двадцатом веке на основе биологических разделений между людьми (то есть разделений расовых или этнических) в некоторых странах строились большие мобилизационные государства, в которых эти биологические разделения превращались в легальную юстицию и причину репрессий.

Разумеется, никто никого на Украине ни за какие биологические особенности никуда не сажает и в правах не поражает.
Украинская элита - такая же мультиэтническая, как и РФ-овская, буквально одни и те же люди из одного КПСС и ВЛКСМ, а происхождение человека нигде, кроме каких-нибудь западэнских деревень, никого не волнует.
Но при этом на Украине, конечно же, существует жесткий политический национализм, подражающий польскому или хорватскому, врагом которого, конечно же, являются Россия и русские (опять же, в политическом смысле).

То есть вопрос "фашизма" или "нацизма", о котором годами орет нам телевизор, - это целиком и полностью вопрос самоопределения. Куда и "в кого" вы запишетесь - тем вас и будут считать, что там, что здесь.
Для 1930-х годов это, естественно, ситуация немыслимая.
Ну и очевидный вывод: не надо врать про чужой политический национализм, придумывая на ходу мифических гитлеров.
Надо строить свой собственный.

- БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Нет - и не может быть - борьбы с терроризмом в двадцать первом веке.
Это с Борисом Савинковым, Ясиром Арафатом или Ульрикой Майнхоф можно было "бороться", потому что у них были подпольные политические организации, которые относительно рациональными (хотя и безнравственными) способами пытались добиться более-менее рациональных целей - как правило, создания новых независимых государств или "прогрессивных" изменений в старых государствах.

Теперь вместо всего этого есть просто демография и миграция - примерно как в пятом веке нашей эры в Римской империи.
Огромное количество детей и молодежи в третьем мире, которым нечего делать и не на что по-человечески жить, - едут в первый мир, и некоторая их часть - хаотично и непредсказуемо, глотая глобальную пропаганду, - становятся фанатиками-самоубийцами.
И можно придумывать барьеры для миграции, а можно, наоборот, придумывать более выгодные варианты жизни в третьем мире, - но бомбардировки сараев и тачанок в сирийской или иракской пустыне не имеют к этой проблеме ни малейшего отношения, - и могут только забрать у вас деньги и жизнь, но никак не помогут против терроризма.

- СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Даже если плюнуть на бесконечные споры об истории и согласиться с тем, что Советский Союз был самым прекрасным, самым великим и самым справедливым государством в истории - это никак не отменит того факта, что он мертв.
Никакого социализма, никакого советского человека и никакой "империи справедливости" или что еще скажут об этом ее жрецы Прилепин, Вассерман и Кургинян, - уже давно нету.

А есть - очень жадное, абсолютно рыночное и управляемое миллионерами и миллиардерами государство-корпорация, которая показывает в телевизоре подшефному народу умильные картинки советской ностальгии.
Делается это с очень простой манипулятивной целью.
Нужно воспроизводить в сознании людей три психологических сценария, которые некогда "запустил" СССР, но используются они теперь другой властью и с другими целями.

Это "хитрый план", "дружба народов" и "нюхай портянку".
То есть безоговорочная лояльность начальству, терпимость к миграции и мульти-культи и оправдание бедной и бесправной жизни.
И если мы, как было сказано выше, соглашаемся с тем, что СССР был лучшим Диснейлэндом на свете, - то можно предположить, что эти три истории когда-то давно были нужны для того, чтобы действительно строить промышленность, побеждать в войнах, конкурировать с капиталистическими державами и создавать работающий плавильный котел. Пусть даже так.
Но теперь - все это в чистом виде фантом, обман, поддерживающий психологическую иллюзию жизни в прежней стране, лояльности прежним властям, работы погибшего плавильного котла и необходимости давно бессмысленной бедности и бесправия.

СССР мертв. Не покупайте продукты с просроченной годностью.